Контроль за трансфертным ценообразованием – сфера контроля налоговых и иных компетентных органов за ценами, отличными от цен сделок в условиях рынка. При установлении таких цен общая прибыль группы взаимосвязанных лиц перераспределяется в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами или лиц, не уплачивающих налог на прибыль.
Какие сделки под контролем соответствия рыночным ценам?
- Внешнеторговая сделка с взаимозависимым лицом*;
- Сделка по приобретению или реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав со взаимозависимыми юридическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (освобождены от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершена сделка.
Среди них:
- резиденты СЭЗ;
- плательщики, применяющие особые режимы налогообложения;
- плательщики, осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях, резиденты ПВТ, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;
3. Сделка, совершенная со взаимозависимым лицом, с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения, по реализации или приобретению:
- недвижимого имущества (его части), в том числе сделки, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещений;
- жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенная после государственной регистрации создания объекта строительства.
!!! Не подлежат контролю сделки, в результате которых физическое лицо приобрело в собственность жилое помещение, в котором оно постоянно проживало не менее 5 лет.
4. Внешнеторговая сделка по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2016 № 470.
*Взаимозависимыми признаются физические лица и (или) организации при наличии между ними отношений, которые оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц. Более подробный перечень таких отношений приведен в пункте 1 статьи 20 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Какие еще сделки под контролем?
К сделкам со взаимозависимым лицом приравниваются:
- совокупность сделок, совершенных с участием (при посредничестве) третьего лица, не являющегося взаимозависимым, при условии, что такое лицо:
- не осуществляет в этой совокупности сделок существенных функций, за исключением организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не использует никаких активов и (или) не принимает рисков для организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
2. сделка по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентом оффшорной зоны.
Суммовые критерии для того, чтобы сделки признавались контролируемыми
Их два – 400 000,00 бел. руб. и 2 000 000,00 бел. руб. (без учета НДС и акцизов)
400 000,00 бел. руб. по следующим сделкам:
- внешнеторговым сделкам со взаимозависимым лицом для организации, не включенной в перечень крупных плательщиков;
- по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентом оффшорной зоны.
2 000 000,00 бел. руб. по внешнеторговым сделкам:
- со взаимозависимым лицом для организации, включенной в перечень крупных плательщиков;
- по реализации или приобретению стратегических товаров.
Не подлежат контролю следующие сделки:
- по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, если цена (стоимость) сделки определена международным договором Республики Беларусь;
- отчуждение банку ранее переданного в залог недвижимого имущества в целях обеспечения его требований о погашении кредиторской задолженности;
- операции с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, за исключением сделок, указанных в пункте 3).
- заключенные организациями Республики Беларусь с операторами платежных систем на основе использования банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах;
- межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 календарных дней (включительно);
- кредиты (займы), предоставленные организациям, включенным в перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, либо в перечень сельскохозяйственных организаций, в отношении которых необходимо проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства). Перечни утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2016 № 889.
Информирование налоговых органов о сделках
Статья 97 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что информирование налоговых органов о сделках, подлежащих контролю, осуществляется в следующих формах:
- посредством составления документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены
- посредством составления экономического обоснования примененных цен;
- посредством внесения сведений о таких сделках в ЭСЧФ и направления его на Портал ЭСЧФ, независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.
Документация | Экономическое обоснование примененных цен |
Составляется*: | |
| По анализируемым сделкам – определены статьей 88 Налогового кодекса Республики Беларусь |
Не составляется: | |
По следующим сделкам:
| По сделкам, по которым плательщик обязан представлять документацию |
Форма | |
Установлена приложением № 23 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2 | Установлена приложением № 24 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2 |
Информация, которая должна быть указана | |
Сведения, перечисленные в пункте 4 статьи 97 Налогового кодекса Республики Беларусь | Сведения, предусмотренные подпунктами 4.1 – 4.4, 4.7 – 4.12 пункта 4 статьи 97 Налогового кодекса Республики Беларусь |
Обстоятельства истребования налоговыми органами | |
При проведении проверок за проверяемый период |
|
Сроки представления в налоговые органы | |
Не ранее 1 августа года, следующего за календарным годом, в котором совершены анализируемые сделки. |
|
* Составляется по каждой анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок).
Плательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия совершенной им сделки соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках.
ЭСЧФ – в какие разделы вносятся сведения
Информацию о сделках, подлежащих контролю, в ЭСЧФ вносят плательщики налога на прибыль.
Особенности заполнения ЭСЧФ по контролируемым сделкам установлены пунктами 22, 23 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения ЭСЧФ, утвержденной постановлением МНС от 25.04.2016 № 15.
Так, в соответствии с указанными нормами Инструкции заполняются следующие разделы:
- Поставщиком – раздел 2 ЭСЧФ «Реквизиты поставщика», пункты 6.1 – 6.4.
- Получателем – раздел 3 ЭСЧФ «Реквизиты получателя», пункты 15.1 – 15.4.
В указанных пунктах (6.1 – 6.4, 15.1 – 15.4) делаются отметки по следующим признакам*:
- взаимозависимое лицо;
- сделка с резидентом оффшорной зоны;
- внешнеторговая сделка со стратегическими товарами;
- организация, включенная в перечень крупных плательщиков.
*Допускается одновременное заполнение нескольких признаков.
Кроме того, при выборе статуса Поставщик/Получатель в пунктах 6 раздела 2 ЭСЧФ и 15 раздела 3 ЭСЧФ необходимо учитывать следующее.
Статус «Продавец» выбирается для: | Статус «Покупатель» выбирается для: |
|
|
Те плательщики, которые в пункте 15.1 раздела 3, ЭСЧФ указывают статус получателя (по договору/контракту) «Комиссионер», признак взаимозависимости не проставляют.
Обращаем внимание, что если в соответствии со статьей 131 Налогового кодека Республики Беларусь у плательщика нет обязанности составлять и направлять ЭСЧФ на Портал, но сделка является контролируемой, то ЭСЧФ:
- направляется на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на который приходится указанная в нем дата совершения операции;
- создается по каждой сделке с указанием в качестве даты совершения операции:
-для приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав – даты принятия их к бухгалтерскому учету,
-для отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав – даты отражения выручки от их реализации согласно статье 168 Налогового кодека Республики Беларусь;
3. создается по итогам каждого месяца в рамках одного получателя (поставщика) в разрезе наименований сделок с указанием в качестве даты совершения операции последнего календарного дня истекшего месяца – при совершении банками Республики Беларусь, НКФО Республики Беларусь операций, указанных в подпункте 1.37 пункта 1 статьи 118 Налогового кодека Республики Беларусь;
4. создается по итогам каждого месяца в рамках одного поставщика в разрезе наименований сделок с указанием в качестве даты совершения операции последнего календарного дня истекшего месяца – при приобретении организациями услуг по автомобильной перевозке грузов, транспортно-экспедиционных услуг, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь.
Ответственность в случае непредставления информации о сделках, подлежащих контролю
За непредставление информации о сделках, подлежащих контролю, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, международным договором Республики Беларусь или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или ИП, – влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.
Если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, штраф составит в размере от 2 до 30 базовых величин.
При этом указанный выше факт не является административным правонарушением:
- если просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня;
- если ЭСЧФ выставлены покупателю или направлены на Портал ЭСЧФ до наступления срока представления налоговой декларации (расчета) по НДС за соответствующий отчетный период.
Консультация по трансфертному ценообразованию: + 375 29 107 66 02