gbexpert.bygbexpert.bygbexpert.by
+375 (29) 107-88-68
info@gbe.by
г. Минск, пр. Победителей, 103-507
gbexpert.bygbexpert.bygbexpert.by

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ – какие сделки под контролем и порядок представления отчетности по таким сделкам

Трансфертное ценообразование

Контроль за трансфертным ценообразованием – сфера контроля налоговых и иных компетентных органов за ценами, отличными от цен сделок в условиях рынка. При установлении таких цен общая прибыль группы взаимосвязанных лиц перераспределяется в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами или лиц, не уплачивающих налог на прибыль.

Какие сделки под контролем соответствия рыночным ценам?

  1. Внешнеторговая сделка с взаимозависимым лицом*;
  2. Сделка по приобретению или реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав со взаимозависимыми юридическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (освобождены от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершена сделка.

Среди них:

  • резиденты СЭЗ;
  • плательщики, применяющие особые режимы налогообложения;
  • плательщики, осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях, резиденты ПВТ, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

3. Сделка, совершенная со взаимозависимым лицом, с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения, по реализации или приобретению:

  • недвижимого имущества (его части), в том числе сделки, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещений;
  • жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенная после государственной регистрации создания объекта строительства.

!!! Не подлежат контролю сделки, в результате которых физическое лицо приобрело в собственность жилое помещение, в котором оно постоянно проживало не менее 5 лет.

4. Внешнеторговая сделка по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2016 № 470.

*Взаимозависимыми признаются физические лица и (или) организации при наличии между ними отношений, которые оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц. Более подробный перечень таких отношений приведен в пункте 1 статьи 20 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Какие еще сделки под контролем?

К сделкам со взаимозависимым лицом приравниваются:

  1. совокупность сделок, совершенных с участием (при посредничестве) третьего лица, не являющегося взаимозависимым, при условии, что такое лицо:
  • не осуществляет в этой совокупности сделок существенных функций, за исключением организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не использует никаких активов и (или) не принимает рисков для организации реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2. сделка по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентом оффшорной зоны.

Суммовые критерии для того, чтобы сделки признавались контролируемыми

Их два – 400 000,00 бел. руб. и 2 000 000,00 бел. руб. (без учета НДС и акцизов)

400 000,00 бел. руб. по следующим сделкам:

  • внешнеторговым сделкам со взаимозависимым лицом для организации, не включенной в перечень крупных плательщиков;
  • по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентом оффшорной зоны.

2 000 000,00 бел. руб. по внешнеторговым сделкам:

  • со взаимозависимым лицом для организации, включенной в перечень крупных плательщиков;
  • по реализации или приобретению стратегических товаров.

Не подлежат контролю следующие сделки:

  • по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, если цена (стоимость) сделки определена международным договором Республики Беларусь;
  • отчуждение банку ранее переданного в залог недвижимого имущества в целях обеспечения его требований о погашении кредиторской задолженности;
  • операции с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, за исключением сделок, указанных в пункте 3).
  • заключенные организациями Республики Беларусь с операторами платежных систем на основе использования банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах;
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 календарных дней (включительно);
  • кредиты (займы), предоставленные организациям, включенным в перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, либо в перечень сельскохозяйственных организаций, в отношении которых необходимо проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства). Перечни утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2016 № 889.

Информирование налоговых органов о сделках

Статья 97 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что информирование налоговых органов о сделках, подлежащих контролю, осуществляется в следующих формах:

  • посредством составления документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены
  • посредством составления экономического обоснования примененных цен;
  • посредством внесения сведений о таких сделках в ЭСЧФ и направления его на Портал ЭСЧФ, независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен.
ДокументацияЭкономическое обоснование примененных цен
                                                                                    Составляется*:
  1. Крупным плательщиком по внешнеторговой сделке с взаимозависимым лицом
  2. По сделке по реализации или приобретению стратегических товаров согласно перечню, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2016 № 470.
По анализируемым сделкам – определены статьей 88 Налогового кодекса Республики Беларусь
                                                                                  Не составляется:

По следующим сделкам:

  1. совершенным на бирже, если цена сделки сложилась по результатам биржевых торгов (исключение: сделки со взаимозависимыми и лицами, и резидентами оффшорных зон);
  2. если заключено соглашение о ценообразовании;
  3. если прибыль от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав освобождается от налога на прибыль;
  4. если цена сделки (сумма цен сделок) с 1 контрагентом в календарном году составляет не более 10 % от суммовых критериев, установленных для признания сделок подлежащими контролю ТЦО, но которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок;
  5. с ценными бумагами, совершенным на организованном рынке ценных бумаг.
По сделкам, по которым плательщик обязан представлять документацию
                                                                                           Форма
Установлена приложением № 23 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2Установлена приложением № 24 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2
                                                          Информация, которая должна быть указана
Сведения, перечисленные в пункте 4 статьи 97 Налогового кодекса Республики БеларусьСведения, предусмотренные подпунктами 4.1 – 4.4, 4.7 – 4.12 пункта 4 статьи 97 Налогового кодекса Республики Беларусь
                                                      Обстоятельства истребования налоговыми органами
При проведении проверок за проверяемый период
  • Уведомление налоговых органов (в электронном или письменном виде)
  • Запрос налоговых органов
                                                         Сроки представления в налоговые органы
Не ранее 1 августа года, следующего за календарным годом, в котором совершены анализируемые сделки.
  • Не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления
  • В срок, установленный в запросе (не менее 2 рабочих дней) либо незамедлительно (в случаях, предусмотренных законодательством, когда документы должны находиться в месте проверки).

* Составляется по каждой анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок).

Плательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия совершенной им сделки соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках.

ЭСЧФ – в какие разделы вносятся сведения

Информацию о сделках, подлежащих контролю, в ЭСЧФ вносят плательщики налога на прибыль.

Особенности заполнения ЭСЧФ по контролируемым сделкам установлены пунктами 22, 23 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения ЭСЧФ, утвержденной постановлением МНС от 25.04.2016 № 15.

Так, в соответствии с указанными нормами Инструкции заполняются следующие разделы:

  • Поставщиком – раздел 2 ЭСЧФ «Реквизиты поставщика», пункты 6.1 – 6.4.
  • Получателем – раздел 3 ЭСЧФ «Реквизиты получателя», пункты 15.1 – 15.4.

В указанных пунктах (6.1 – 6.4, 15.1 – 15.4) делаются отметки по следующим признакам*:

  • взаимозависимое лицо;
  • сделка с резидентом оффшорной зоны;
  • внешнеторговая сделка со стратегическими товарами;
  • организация, включенная в перечень крупных плательщиков.

*Допускается одновременное заполнение нескольких признаков.

Кроме того, при выборе статуса Поставщик/Получатель в пунктах 6 раздела 2 ЭСЧФ и 15 раздела 3 ЭСЧФ необходимо учитывать следующее.

Статус «Продавец» выбирается для:Статус «Покупатель» выбирается для:
  • иностранного юридического или физического лица, предоставившего кредит (заем);
  • плательщика налога на прибыль, предоставившего кредит (заем);
  • иностранного юридического или физического лица, получающего проценты по кредиту (займу);
  • плательщика налога на прибыль, признающего проценты по кредиту (займу) в бухгалтерском учете доходами;
  • иностранного юридического или физического лица, получившего кредит (заем);
  • плательщика налога на прибыль, получившего кредит (заем);
  • иностранного юридического или физического лица, которое обязано выплатить проценты по кредиту (займу);
  • плательщика налога на прибыль, признающего проценты по кредиту (займу) в бухгалтерском учете расходами

Те плательщики, которые в пункте 15.1 раздела 3, ЭСЧФ указывают статус получателя (по договору/контракту) «Комиссионер», признак взаимозависимости не проставляют.

Обращаем внимание, что если в соответствии со статьей 131 Налогового кодека Республики Беларусь у плательщика нет обязанности составлять и направлять ЭСЧФ на Портал, но сделка является контролируемой, то ЭСЧФ:

  1. направляется на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на который приходится указанная в нем дата совершения операции;
  2. создается по каждой сделке с указанием в качестве даты совершения операции:

-для приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав – даты принятия их к бухгалтерскому учету,

-для отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав – даты отражения выручки от их реализации согласно статье 168 Налогового кодека Республики Беларусь;

      3. создается по итогам каждого месяца в рамках одного получателя (поставщика) в разрезе наименований сделок с указанием в качестве даты совершения операции последнего календарного дня истекшего месяца – при совершении банками Республики Беларусь, НКФО Республики Беларусь операций, указанных в подпункте 1.37 пункта 1 статьи 118 Налогового кодека Республики Беларусь;

      4. создается по итогам каждого месяца в рамках одного поставщика в разрезе наименований сделок с указанием в качестве даты совершения операции последнего календарного дня истекшего месяца – при приобретении организациями услуг по автомобильной перевозке грузов, транспортно-экспедиционных услуг, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь.

Ответственность в случае непредставления информации о сделках, подлежащих контролю

За непредставление информации о сделках, подлежащих контролю, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, международным договором Республики Беларусь или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или ИП, – влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.

Если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, штраф составит в размере от 2 до 30 базовых величин.

При этом указанный выше факт не является административным правонарушением:

  • если просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня;
  • если ЭСЧФ выставлены покупателю или направлены на Портал ЭСЧФ до наступления срока представления налоговой декларации (расчета) по НДС за соответствующий отчетный период.
 

Консультация по трансфертному ценообразованию: + 375 29 107 66 02

 

Отправить запрос на услуги ТЦО