Вы спрашивали – мы отвечаем.
Подборка вопросов и ответов на них относительно освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней.
Вопрос:
Предусмотрена ли законодательством Республики Беларусь возможность освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и пеней?
Ответ:
Да, предусмотрена. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 23 июля 2015 г. № 340 утверждено Положение о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее – Положение, Указ № 340).
Вопрос:
В каких целях принимались Указ № 340 и утвержденное им Положение?
Ответ:
Указ № 340 и утвержденное им Положение принимались в целях предотвращения необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования, сохранения и развития производств, наиболее значимых для Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.
Вопрос:
Есть ли перечень административных правонарушений и пеней, от которых могут освободить?
Ответ:
Да, есть. Согласно частям второй и третьей пункта 1 Положения «Нормы настоящего Положения применяются при освобождении заявителей от административных взысканий в виде штрафа, взыскания стоимости, конфискации дохода, конфискации выручки, наложенных за административные правонарушения, предусмотренные:
в главах 11 – 14, 21, 22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г.;
в главах 12 – 15, 22, 23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. (примечание: в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности
(гл. 12 КоАП); в области предпринимательской деятельности
(гл. 13 КоАП) против порядка налогообложения (гл. 14 КоАП); против порядка таможенного регулирования (гл. 15 КоАП); в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями (гл. 22 КоАП); в области связи и информации (гл. 23 КоАП)).
Нормы настоящего Положения применяются при освобождении заявителей от уплаты пеней, начисленных в соответствии:
со статьей 55 Налогового кодекса Республики Беларусь;
с пунктом 9 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359;
с пунктом 16 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40;
с пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. N 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»;
с подпунктом 2.3 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2021 г. N 462 «Об особенностях осуществления расчетов».».
Вопрос:
Каков порядок освобождения заявителей от административной ответственности и пеней?
Ответ:
Согласно пункту 2 Положения «Для полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней заявителем составляется ходатайство, которое должно содержать:
указание причин, побудивших заявителя подать ходатайство;
обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административной ответственности и (или) уплаты пеней и последствиях освобождения от него, включая информацию о значимости для Республики Беларусь (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания и (или) уплаты пеней;
информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности, применении к ним иных мер воздействия;
информацию об органе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, исполняющем постановление о наложении административного взыскания (далее – орган принудительного исполнения);
просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней.
К ходатайству прилагаются:
годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность заявителя за предыдущий год, а также промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность на последнюю отчетную дату текущего года (в случае ее составления);
справка об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной Министерством экономики;
копия постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя (в случае обращения за освобождением от административного взыскания) и копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (в случае обжалования или опротестования такого постановления);
копия решения, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Республики Беларусь;
копия приказа Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа о принудительном взыскании денежных средств (в случае обращения за освобождением от уплаты пеней, подлежащих взысканию этим органом);
копия постановления о бесспорном взыскании недоимок и пеней в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (в случае обращения за освобождением от уплаты пеней, подлежащих взысканию в указанный фонд).».
Вопрос;
Куда и в какой срок подается ходатайство?
Ответ:
Согласно частям первой и второй пункта 3 Положения «Ходатайство и документы, указанные в части второй пункта 2 настоящего Положения, подаются заявителем в Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, Комитет государственной безопасности, республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, в подчинении (ведении, составе, системе) которых он находится, а заявителем, не находящимся в подчинении (ведении, составе, системе) этих органов, организаций, в том числе индивидуальным предпринимателем, – в облисполком (Минский горисполком) по месту его государственной регистрации.
Ходатайство может быть подано в течение одного года со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания, и (или) решения, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Республики Беларусь, и (или) приказа Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа о принудительном взыскании денежных средств, и (или) постановления о бесспорном взыскании недоимок и пеней в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – постановление).»
Вопрос:
Есть ли исключения по освобождению от штрафов и пеней?
Ответ:
Да, есть. Согласно частям второй и третьей пункта 3 Положения «Ходатайство может быть подано в течение одного года со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания, и (или) решения, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Республики Беларусь, и (или) приказа Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа о принудительном взыскании денежных средств, и (или) постановления о бесспорном взыскании недоимок и пеней в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – постановление).
Заявитель не имеет права подать ходатайство:
в отношении исполненного (уплаченного, взысканного) административного взыскания (его части), уплаченных (взысканных) пеней (их части);
если он находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
до погашения имеющейся у него задолженности по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени, и (или) до погашения задолженности по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование и иным платежам (кроме пеней) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
если вопрос об освобождении от административного взыскания и (или) уплаты пеней был рассмотрен комиссией и заявителю отказано (полностью или частично) в удовлетворении ходатайства.».
Вопрос:
Сколько времени займет рассмотрение и получение решения?
Ответ:
Орган госуправления, местный исполнительный (распорядительный) орган:
а) в течение 3 рабочих дней с момента поступления ходатайства запросит ряд сведений у госорганов и организаций (ч. 2 п. 5 Положения). При этом проверит полноту уплаты долга, в связи с которым на заявителя наложили административное взыскание, начислили пени; размер уже исполненного взыскания, состояние расчетов с бюджетом (п. 5 Положения). Также может запросить дополнительную информацию у самого заявителя (ч. 2 п. 6 Положения);
б) в течение 2 рабочих дней с момента поступления сведений уведомит госорган (организацию), исполняющий постановление, о необходимости приостановить исполнение. Исполнение приостанавливается со дня поступления уведомления на время рассмотрения ходатайства (ч. 1 п. 6 Положения);
в) в течение 5 рабочих дней с момента поступления сведений через МНС передаст в Межведомственную комиссию по освобождению юридических лиц и ИП от административной ответственности и уплаты пеней (далее – комиссия):
ходатайство с приложенными заявителем документами;
полученные сведения;
заключение о целесообразности полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней (абз. 3 – 5 ч. 1 п. 6 Положения).
Комиссия вправе принять решение:
о полном или частичном освобождении заявителя от административной ответственности и (или) уплаты пеней;
отказе в удовлетворении ходатайства (п. 2 Указа № 340, ч. 1 п. 7 Положения).
Решение оформляется протоколом в месячный срок со дня получения всех необходимых документов (ч. 1 п. 7 Положения). Заседания проводятся не реже раза в месяц (п. 4 Положения о комиссии). Участие в них заявителей не предусматривается. Однако комиссия может запросить дополнительную информацию или документы, а также пригласить заявителя на заседание в случае необходимости (п. 2 Положения о комиссии).
Комиссия может отложить рассмотрение ходатайства до очередного заседания, при этом направив заявителю рекомендации для выполнения. В таком случае месячный срок для принятия решения будет исчисляться со дня получения комиссией информации о выполнении или невыполнении заявителем данных ему рекомендаций
(ч. 2 п. 7 Положения).
Заявителя и госорган (организацию), исполняющий постановление, письменно уведомят о решении комиссии в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола (ч. 3 п. 7 Положения). Оно вступает в силу с момента принятия. Данное решение обязательное для выполнения всеми госорганами, организациями, иными юридическими лицами и ИП
(п. 10 Положения о комиссии).
Если заявителя освободили от административного взыскания и (или) уплаты пеней, он обязан в течение года отчитаться о результатах своей деятельности (п. 8 Положения). В случае непредставления отчета возможна административная ответственность по ст. 24.11 КоАП.
При отказе в удовлетворении ходатайства административное взыскание исполняется, пени взыскиваются в порядке, предусмотренном законодательством (ч. 4 п. 7 Положения).
Не нашли вопроса, который волнует Вас не первый месяц? Звоните по номеру +375 (44) 731-58-24. Наши эксперты в области бухгалтерского учета и налогов ответят на него с лёгкостью.